Описание конструкцииКомпоновка бронехода - оригинальная, отделение управления и боевое отделение сверху, моторно-трансмиссионное снизу.
В отделении управления находятся контрольные приборы, приводы
управления, место механика-водителя, смещённое вправо относительно
центральной оси.
Боевое отделение располагалось сверху. В
бронерубке было установлено орудие KwK 42, смещенное относительно
продольной оси влево, с боекомплектом в 56 снарядов, приборы наблюдения
и прицеливания, механизмы горизонтальной и вертикальной наводки орудия,
места командира, наводчика и заряжающего.
В моторно-трансмиссионном
отделении в нижней части бронехода располагался двигатель все его
системы и остальные механизмы, а так же основной топливный бак.
Корпус
Корпус сваривался из кованных броневых листов с поверхностной
цимментацией, расположенных под большими углами друг к другу. Такая
мера позволяла при относительно небольшой толщине брони достигнуть
приемлемой снарядостойкости. При сборке броневых листов применялись
сложные формы соединения типа "ласточкин хвост" и двойной сварной шов.
Люки для членов экипажа расположены в верхнем бронелисте. В корме
корпуса имелся люк, через который осуществлялась экстракция стреляных
гильз, а так же замена орудия.
В задней части крыши рубки
смонтирована командирская башенка с кольцом для установки зенитного
пулемёта, унифицированная с PzKpfw IV.
Толщина брони составляла: лоб - 40 мм, борт - 25 мм, корма - 15 мм, днище - 20 мм, крыша - 15 мм.
Двигатель Maybach HL 108TR, 12-цилиндровый, V-образный
(развал цилиндров - 60°), карбюраторный, четырехтактный, мощностью 250
л.с. при 3000 об/мин. Диаметры цилиндров 100 и 105 мм. Ход поршня 115
мм. Степень сжатия 6,5. Рабочий объем 10 838 см3 и 11 867 см3.
Топливо-этилированный бензин с октановым числом не ниже 74. Емкость
двух бензобаков 350 л (240+110). Расход топлива на 100 км при движении
по шоссе - 130 л, по бездорожью - 160 л. Подача топлива принудительная,
с помощью двух топливных насосов Solex. Карбюраторов - два, марки Solex
40 JFF II.
Система охлаждения - жидкостная, с одним радиатором,
расположенным с задней стороны двигателя. Решётка радиатора снабжена
бронированными жалюзи
Двигатель смонтирован на жесткой мотораме с
гидропневматическими компенсаторами вибрации. Двигатель вращал
электрогенератор.
Трансмиссия Трансмиссия состояла из коробки передач, главного фрикциона, узла компенсации равновесия.
Узел компенсации равновесия оригинальной конструкции, с использованием
частей планетарного механизма PzPpfw IV, приводимый в действие от вала
отбора мощности.
Автоматические сервоприводы управления гидравлические, на 75% унифицированные с PzKpfw VI.
Ходовая часть
В каждой шаговой опоре находится замкнутая гидравлическая система,
состоящая из двух рабочих гидравлических цидиндров, магистралей
высокого давления, электрического масляного насоса высокого давления и
масляного резервуара. Броня является основным несущим элементом
конструкции, все узлы и механизмы смонтированы в забронированном
пространстве.
Средства связи Радиостанция Fu 5, имеющая дальность действия 6,4 км телефон и 9,4 км телеграф.
Вооружение
Танковая пушка KwK 40 с длинной ствола в 40 калибров. Боекомплект 56
снарядов. Устанавливался стабилизированный перископический прицел TZF 1
и стереоскопический дальномер фирмы Zeiss. Дальномер с базой 1320 мм и
15-кратным увеличением располагался в передней части бронерубки,
имелись броневые колпаки для его окуляров. Предусматривалась и
установка прибора ночного видения FG 1250.
Движение машины осуществлялось путем возвратно-поступательного движения
шаговых опор, имитирующих движения задних ног лошади. Равновесие
обеспечивалось корректирующими движениями тазового узла в вертикальной
плоскости и наклонами корпуса вперёд-назад. Вначале прорабатывался
вариант с полюбившейся Ф.Порше связкой "динамо-машина - тяговые
электромоторы". Но в таком случае полезная масса машины оказывалась
ничтожно малой, и о броне и крупнокалиберном орудии не могло бы быть и
речи. Поэтому разработчики заострили своё внимание на гидравлике. Была
проработана схема установки гидравлических цилиндров, которая требовала
не больше 2-х цилиндров на каждую шаговую опору. Маслопроводы и
вспомогательное оборудование было смонтировано внутри бронекорпуса
шаговых опор.
VK1001 в феврале 1944 года прошел испытания на
Куммерсдорфском полигоне в целом успешно. Некоторая теснота боевого
отделения и отделения управления (за счет размещения боекомплекта и
внутренних топливных баков) была всё же меньше, чем, например, у
советского Т-34, и не мешала экипажу управлять машиной.
Перед
началом испытаний некоторыми венными чинами было выдвинуто предложение
построить одноместную или максимум двухместную машину. Однако в хоте
испытаний было установлено, что механик водитель целиком поглощается
задачей по управлению бронеходом и сохранением равновесия. Поручение
ему других задач приведёт к излишнему перенапряжению и повышенной
утомляемости.
Были выявлены недостатки в масляной системе .
было замечено, что при длительном движении на повышенных скоростях,
связанных с частой сменой давления в масляной системе, часто выходили
из строя уплотнительные манжеты. Также была выявлена повышенная
загазованность боевого отделения в ходе боевых стрельб.
Наличие качественного прицела позволяло уверенно поражать цели на
расстоянии 2-2,5 тысяч метров. Удовлетворительные стрелковые
характеристики, невысокая максимальная скорость передвижения . 20 кмч.
и большая высота машины даже в стояночном положении определили
специализацию бронехода . машина сопровождения тяжелых артиллерийских
систем и подвижный ДОТ в системах долговременных укреплений.
Недостатки февральских испытаний были устранены в VK1002, который вышел
на испытания в апреле 1944 года. Пройдя их, он был принят на вооружение
под войсковым индексом PzGng I Ausf A (PanzerGang). Всего было
изготовлено 120 машин, часть которых вошла в состав 1-й ("Адам",
"Ева"), 2-й ("Тор", "Один"), 3-й ("Локи", "Циу") огневых батарей 600-мм
самоходных установок особой мощности, часть была приписана к 653-му и
654-му батальонам 656-го танкового полка, на вооружении которого уже
состояли истребители танков JagdPz "Tiger" (P) "Elefant". Часть была
приписана к частям береговой обороны "Атлантического вала".
Боевое применение О боевом применении PzGng I сохранилось
мало сведений. Известен эпизод из 1944 года, когда самоходные установки
особой мощности подавляли Варшавское восстание. Тогда несколько PzGng I
были выдвинуты к окраинам города для произведения разведки целей и
оказали огромное подавляющее моральное воздействие на восставших .
поляки в большом количестве бежали к центру города, разнося панические
слухи и внося сумятицу в ряды обороняющихся варшавян. Некоторые
историки склонны приписывать этому эпизоду едва ли не решающее значение
в подавлении восстания, попутно сетуя на то, что подобные машины не
были применены в уличных боях при обороне городов Германии. Однако не
стоит забывать, что у поляков в Варшаве не было тяжёлого вооружения,
что, однако, не помешало им достаточно долго держаться против частей
вермахта. В таком случае огромные бронеходы могли оказаться
сравнительно лёгкой добычей.
Сведений о применении PzGng I в
отражении высадки союзников в Нормандии не сохранилось, так как части,
на вооружении которых они находились, попали под первую волну высадки и
все PzGng I были уничтожены авиацией.
Не стоит сбрасывать со
счетов недоверие командования к новому, и весьма экзотическому виду
техники. PzGng I грозила та же участь, что постигла самолёт-разведчик
Bv-141, который был снят с вооружения после двух лет эксплуатации, его
жутковатый внешний вид вызывал инстинктивное недоверие руководства
"Люфтваффе".
В послевоенный период технические решения, реализованные в PzGng I были
применены GMC, агенты которой в послевоенной Германии под шумок вывезли
в США не только заводские чертежи и уцелевшие машины, но и заводское
оборудование и часть инженеров. Немецкий задел в создании бронеходов
был использован компанией для изготовления и производства
четырёхопорных лесозаготовителей, которые успешно трудились на делянках
Финляндии и Канады. Военные образцы, изготовленные фирмой, американских
военных не удовлетворили.